Под слышимым звуком понимают механическое возмущение, обычно колебания или волны, которые распространяются в упругой среде и воспринимаются слухом. В последние десятилетия защита от шума является одной из актуальнейших проблем во всех странах мира.
Эта проблема имеет два решения.
Первое - замена обычных окон на специальные звукоизолирующие стеклопакеты. Чем толще стекла и больше их количество тем лучше звукоизоляция стеклопакета.
Второе - наиболее дешевое и, тем не менее, весьма эффективное решение. Ремонт стандартных некачественных деревянных окон со спаренными или раздельными переплетами. Комплекс этих кропотливых работ приводит к увеличению звукоизоляции на 10 дБ, а это совсем немало, так как можно достигнуть звукоизоляции в 45 дБ (при стандартной звукоизоляции окна 27-35 дБ).
Рекомендации изготовления шумозащитного стеклопакета.
- замена обычного стекла на многослойное (ламинированное, триплекс) одинакового веса и толщины звукоизоляция увеличивается на 3 дБ.
- увеличивая количество слоев пленки можно увеличить звукоизоляцию на 1 дБ на каждый новый слой (толщина пленки 0,38 мм).
- при заглублении окoн в стену здания или при расположении их под разным углом к источнику звука (для окон находящихся в одном помещении).
- хорошо помогают дополнительные преграды в виде защитных ролет или жалюзи.
Соотношение между источниками шума и их интенсивностью (табл. 1).
источник шума | расстояние (м) | шума (Дб) |
---|---|---|
громкий разговор | 5 | 70-75 |
нормальный разговор | 5 | 60-70 |
хлопанье дверью | 5 | 75 |
разговор компании | 5 | 80 |
здание на магистрали | 100 | 90-100 |
здание на шумной улице | 100 | 90 |
Ослабления звука при прохождении через разные материалы (табл. 2).
материал | толщина (мм) | коэф. ослабления(Дб) |
---|---|---|
кладка в пол кирпича | 140 | 53 |
сосновая доска | 30 | 12 |
войлок | 60 | 12 |
стекло 6мм | 6 | 30 |
стекло 12 мм | 12 | 35 |
многослойное стекло | 8,3 | 37 |
Падающая на какую-либо преграду звуковая энергия делится на три составляющих. Первая часть - отраженная энергия. Чем ее больше, тем выше звукоизоляция. Вторая часть - энергия рассеивания внутри конструкции при прохождении волны от одной ее поверхности к другой. Чем выше рассеивание, тем выше звукоизоляция. И, наконец, третья часть - это энергия, прошедшая сквозь преграду.
Звукоизоляция, в основном, определяется массивностью конструкции. При одной и той же силе звуковых волн, повышение массивности конструкции снижает ее вибрацию и уменьшает силу звука, излучаемого ею. Поэтому, увеличивая массу конструкции, вы увеличиваете звукоизоляцию. К сожалению, провалы возникают на средних частотах, как раз там, где мы разговариваем - в диапазоне от 250 Гц до 1-2 кГц. И увеличивая толщину преграды, мы понижаем граничные частоты. Что же касается высоких частот, то здесь с физической точки зрения все проще: их легче гасить и они быстрее затухают при прохождении от источника к преграде. Звукоизоляция окон и дверей - очень важная вещь, так как защита от воздушного уличного шума определяется не стенами, которые выходят на улицу, а именно окнами.
От звукоизоляции к звукопоглощению.
Звукопоглощение - это отсутствие отражения акустических колебаний от преграды назад в воздушную среду. Снижение шума достигается не только через усиление звукоизоляции, но и через звукопоглощение. В жилых помещении необходимо максимально заглушать звук, минимизируя отражения. Звукоизоляция достигается путем применения звукопоглощающих материалов.
Это мягкие пористые материалы, конкурирующие между собой и по звукопоглощающим свойствам, и по цене, и по дизайну. Это ковры на полу или стенах. Звукопоглотителями являются мебель (и не только мягкая), шторы, занавеси и даже присутствующие в комнате люди. К сожалению, длина стен современных жилых комнат обычно не превышает 4-6 метров. И на низких частотах у вас будут серьезные проблемы, так как волна может не уложиться между стенами комнаты (длина волны с частотой, например, 100 Гц составляет 3,4 м) и при отражении будет происходить хаотическое наложение амплитуд и возникнет эффект так называемого "бубнежа".
Поэтому при выборе системы звукопоглощения надо обязательно учитывать физические параметры помещения и не пытаться добиться невозможного.