Под слышимым звуком понимают механическое возмущение, обычно колебания или волны, которые распространяются в упругой среде и воспринимаются слухом. В последние десятилетия защита от шума является одной из актуальнейших проблем во всех странах мира.

Шумоизоляция и звукоизоляция окон

Эта проблема имеет два решения.

Первое - замена обычных окон на специальные звукоизолирующие стеклопакеты. Чем толще стекла и больше их количество тем лучше звукоизоляция стеклопакета.

Второе - наиболее дешевое и, тем не менее, весьма эффективное решение. Ремонт стандартных некачественных деревянных окон со спаренными или раздельными переплетами. Комплекс этих кропотливых работ приводит к увеличению звукоизоляции на 10 дБ, а это совсем немало, так как можно достигнуть звукоизоляции в 45 дБ (при стандартной звукоизоляции окна 27-35 дБ).

Рекомендации изготовления шумозащитного стеклопакета.

  • замена обычного стекла на многослойное (ламинированное, триплекс) одинакового веса и толщины звукоизоляция увеличивается на 3 дБ.
  • увеличивая количество слоев пленки можно увеличить звукоизоляцию на 1 дБ на каждый новый слой (толщина пленки 0,38 мм).
  • при заглублении окoн в стену здания или при расположении их под разным углом к источнику звука (для окон находящихся в одном помещении).
  • хорошо помогают дополнительные преграды в виде защитных ролет или жалюзи.

 

Соотношение между источниками шума и их интенсивностью (табл. 1).

источник шума расстояние (м) шума (Дб)
громкий разговор 5 70-75
нормальный разговор 5 60-70
хлопанье дверью 5 75
разговор компании 5 80
здание на магистрали 100 90-100
здание на шумной улице 100 90

 

Ослабления звука при прохождении через разные материалы (табл. 2).

материал толщина (мм) коэф. ослабления(Дб)
кладка в пол кирпича 140 53
сосновая доска 30 12
войлок 60 12
стекло 6мм 6 30
стекло 12 мм 12 35
многослойное стекло 8,3 37

Падающая на какую-либо преграду звуковая энергия делится на три составляющих. Первая часть - отраженная энергия. Чем ее больше, тем выше звукоизоляция. Вторая часть - энергия рассеивания внутри конструкции при прохождении волны от одной ее поверхности к другой. Чем выше рассеивание, тем выше звукоизоляция. И, наконец, третья часть - это энергия, прошедшая сквозь преграду.

Звукоизоляция, в основном, определяется массивностью конструкции. При одной и той же силе звуковых волн, повышение массивности конструкции снижает ее вибрацию и уменьшает силу звука, излучаемого ею. Поэтому, увеличивая массу конструкции, вы увеличиваете звукоизоляцию. К сожалению, провалы возникают на средних частотах, как раз там, где мы разговариваем - в диапазоне от 250 Гц до 1-2 кГц. И увеличивая толщину преграды, мы понижаем граничные частоты. Что же касается высоких частот, то здесь с физической точки зрения все проще: их легче гасить и они быстрее затухают при прохождении от источника к преграде. Звукоизоляция окон и дверей - очень важная вещь, так как защита от воздушного уличного шума определяется не стенами, которые выходят на улицу, а именно окнами.

От звукоизоляции к звукопоглощению.

Звукопоглощение - это отсутствие отражения акустических колебаний от преграды назад в воздушную среду. Снижение шума достигается не только через усиление звукоизоляции, но и через звукопоглощение. В жилых помещении необходимо максимально заглушать звук, минимизируя отражения. Звукоизоляция достигается путем применения звукопоглощающих материалов.

Это мягкие пористые материалы, конкурирующие между собой и по звукопоглощающим свойствам, и по цене, и по дизайну. Это ковры на полу или стенах. Звукопоглотителями являются мебель (и не только мягкая), шторы, занавеси и даже присутствующие в комнате люди. К сожалению, длина стен современных жилых комнат обычно не превышает 4-6 метров. И на низких частотах у вас будут серьезные проблемы, так как волна может не уложиться между стенами комнаты (длина волны с частотой, например, 100 Гц составляет 3,4 м) и при отражении будет происходить хаотическое наложение амплитуд и возникнет эффект так называемого "бубнежа".

Поэтому при выборе системы звукопоглощения надо обязательно учитывать физические параметры помещения и не пытаться добиться невозможного.